Фотоохота на птиц с магнитофоном. Как приманить птицу чтобы сделать фото?
Интересуясь больше всего птицами, я снимал их с подхода тяжелым и неповоротливым «Фотоснайпером», прятался у кормушек и сидел в палатке у гнезд, но ни один из способов фотографирования птиц не приносит столько неповторимых и разнообразных кадров, как фотоохота с магнитофоном. Основывается этот метод на характерной особенности поведения птиц в гнездовой период. Давно известно, что весной самцы многих птиц занимают пригодные для выведения потомства территории и бдительно их охраняют от вторжения собратьев своего вида. Хозяин обозначает границы своего участка песней. Самцы, по крайней мере, большинство из них, услышав на своей территории голос соперника, немедленно являются туда и стараются выдворить непрошеного гостя за пределы участка. Вот эту манеру поведения самцов и можно использовать при съемке с магнитофоном.
Соловей, атакующий зазеркального двойника в полете.
Правда, занятие это довольно хлопотное. В лес приходится приносить магнитофон с выносным (на проводе около 8 м) динамиком, зеркало (примерно 30 х 40 см) и палатку, а кроме того, всякие мелочи: фотоаппарат и вспышку, батареи и аккумуляторы, штатив и складной стул, бинокль и тросик (список может быть длинным).
Коростель, которого запись загнала на кучу валежника, с которой он пытался рассмотреть неуловимого противника.
В теории все должно выглядеть примерно так. На той территории, которую самец считает своей, устанавливают зеркало и возле него динамик. Фотограф прячется в палатку. Затем включают запись песни птицы данного вида. В ответ на этот вызов самец подлетает к динамику, видит свое отражение в зеркале, которое он принимает за соперника, и начинает всяческими способами выгонять «чужого самца» со своего участка.
Самец черноголовой славки, клюющий траву, которой был замаскирован динамик.
На практике же оказывается далеко не так гладко. Не считая тех случаев, когда некоторые птицы вообще равнодушно воспринимают песни других самцов, бывают десятки других причин, когда самец не подлетает. В тех случаях, если птица слабо интересуется песней, я обычно отступаю и затем ищу другого самца нужного мне вида. Приходится давать прослушивать песню десятку самцов, прежде чем находится такой, который, несмотря на присутствие человека (разведку я провожу всегда налегке и без укрытия), подлетает довольно близко и ведет себя активно.
Привычка самца бормотушки вытягивать шею во время пения делает его неузнаваемо забавным.
Оглядываясь на первые годы своих изысканий, проб и ошибок, я понимаю, что съемка происходила не всегда удачно. Прошло немало времени, прежде чем этот прием стал давать ощутимые результаты. Запомнились впечатления о первых удачных случаях применения такого метода фотоохоты. За эти годы было собрано большое количество фонограмм, некоторые из которых, я считаю, будут интересны специалистам.
Если фотоохотник, проигрывая запись, прячется так, что остается невидимым для птицы, то кукушка быстро подлетит к источнику звука, чтобы обследовать его.
Начало мая в Подмосковье знаменуется прилетом самых громких и одаренных наших певцов — соловьев. Они могут прилететь и в первых числах мая, но распоются соловьи во второй декаде этого месяца. В это время уже определились их гнездовые участки, и поющий самец чувствует себя на своей территории полновластным хозяином. Он еще может «задать жару» оказавшемуся поблизости самцу зарянки, но другие соловьи на его участок уже не посягают. Найти поющего соловья, как правило, несложно, а его песню трудно спутать с другой, поэтому, став обладателем нового магнитофона, я решил попытаться сфотографировать певца.
Самец мухоловки пеструшки, закрывающий своим телом вход в дупло с гнездом.
Чистую запись мне удалось сделать легко. Для этого надо всего лишь рано встать. В 5 утра записи не мешают ни машины, ни люди. С шести метров запись получилась очень сильная, а меня пернатый солист просто оглушил. Раннее утро мало подходит для фотосъемок, пришлось ждать, когда взойдет солнце и станет светлее. В 8 часов все было готово. Выносной динамик и зеркало установлены в удобном для съемок месте, а я укрылся в палатке.
Настоящий, живой соловей в ответ на голос, доносившийся из динамика, пел в полную силу. Но вступать в драку он не спешил, полностью полагаясь на свой певческий талант. Он так и не увидел своего отражения в зеркале и не подлетел к палатке. Лишь позже я понял, что место для динамика и зеркала было выбрано неправильно. Вокруг был густой подлесок, соловей держался среди частых ветвей кустарников и был недосягаем для объектива, я так и не сделал ни одного кадра.
Увидеть сидящего открыто самца садовой камышевки просто, а на голос из диктофона он всегда откликается изменением «узора» своей песни.
Несколькими днями позже я попробовал сфотографировать другого соловья, поющего на отшибе. Это была молодая птица с песней, в которой были погрешности, но именно этот соловей сразу сел на выносной динамик и, не опасаясь меня, старательно искал соперника. На его гнездовой участок я приходил три раза. Он всегда был очень агрессивно настроен и в полете наскакивал на зеркало, быстро махая крыльями и пытаясь клюнуть ускользающего соперника.
Родилась идея зафиксировать этот момент на пленке. Правда, на материале в 400 ISO с максимально открытой диафрагмой 1:5,6 выдержка составляла 1/250 сек., что не позволяло сделать ни одного резкого кадра. В конце концов, в подходящем месте я установил две синхронизированные вспышки и на широкопленочный «Киев 60» с удлинительными кольцами и объективом «Sonnar 180/2,8» с одного метра сделал лишь один удачный кадр этого столкновения соловья с зазеркальным противником.
...В памяти всплывают трогательные моменты очень доверчивых птиц, с которыми я познакомился при помощи магнитофона. Такое поведение самцов, скорее, исключение из правил, но приятно согревает душу. Первый случай произошел с самцом зарянки, который близко подлетал и безбоязненно позировал перед фотокамерой, лишь только я включал запись песни на его участке. Позже он отличал меня, даже когда я приходил в лес без магнитофона. Он с готовностью принимал мои угощения, которыми делился со своей подругой, насиживающей кладку. Интересно, что на следующую весну он снова задержался на этом участке и оставался таким же доверчивым.
Другой самец со своеобразной песней и незабываемой внешностью тоже отличался отвагой и бесстрашием. Самец варакушки пел в густых зарослях прибрежных растений, и мне вначале стоило немалых трудов выманить его оттуда. Зато когда он уяснил, что единственным живым существом, возле которого слышится песня соперника, являюсь я, то вмиг зачислил меня в посягатели на его территорию и даже пару раз пытался нападать на меня.
Съемка этих двух птиц проходила без палатки, но была даже успешней, ведь укрытие все-таки стесняет движения фотографа. Перед обоими самцами я собственноручно держал зеркало, но поведение их было различным: самец зарянки топорщил горло, демонстрируя рыжее пятно на груди, пел скрипучие песни-угрозы, а самец варакушки пугался отражения в зеркале и, едва увидев себя в нем, улетал в сторону (см. журнал «В мире животных» № 4/2002).
Удивительным образом с помощью магнитофонной записи можно сфотографировать весьма недоверчивых и пугливых птиц, которых при обычных обстоятельствах можно увидеть лишь мельком или случайно. Например, всегда трудно рассмотреть коростеля или обыкновенного сверчка, а вот на голос соперника и тот, и другой без колебаний показывались перед объективом фотокамеры. Робкий самец бормотушки, который, заслоняясь стеблями сухих трав, негромко пел на лугу, услышав свой голос, вплотную подлетел прямо к зеркалу и позволил снимать себя в течение двух часов. При этом он беспрестанно выводил «себе под нос» журчащую песню, что помогло также сделать запись его соло.
В реальности все может оказаться не так просто, как можно себе представить, читая эти строки. Вот некоторые подробности, которые пригодятся желающим попробовать себя в этом увлекательном виде фотоохоты.
Вначале я провожу разведку, в процессе которой выбираю подходящего для съемок самца. После этого в удобном для меня месте, ближе к центру его гнездового участка устанавливаю укрытие, а в 8—10 м от него зеркало и замаскированный динамик. Перед зеркалом должно быть несколько присад, на которые данная птица сможет сесть. С таких мест самец должен увидеть свое отражение в зеркале (это нужно проверить визуально). Динамик я располагаю рядом с зеркалом, направив его на присады. Укрытие маскирую только, когда снимаю осторожных птиц. Обычно бывает достаточно, чтобы самцы просто не видели человека. Начинаю демонстрировать запись. На этом, втором, этапе важно, чтобы самец запомнил место, с которого он видит свое отражение в зеркале, и несколько раз садился на присады.
На третьем этапе передвигаю укрытие на 1,5-2 м от подходящей присады (для мелких певчих птиц), устанавливаю на штативе камеру, а, если необходимо, и вспышку. После включения записи самца обычно как магнитом тянет на ту же веточку, с которой он в последний раз видел соперника, и здесь уже не зевать приходит пора фотографу. Следует отметить, что птицы, как актеры, бывают разные. Есть посредственные — прыгают и мечутся перед зеркалом, ни на секунду не останавливаясь. (Обычно, таких снимаешь много, но более 90% материала нерезкие или неудачные кадры.) А есть прирожденные фотомодели, которых снимать одно удовольствие. Таким мне запомнился, например, самец болотной камышевки. Он подолгу сидел на удобных для фотосъемки веточках, много пел, редко поворачивался и театрально менял позы, нисколько не пугаясь ни палатки, ни объектива (см. журнал «В мире животных» № 6/2003).
Для получения хорошей фотографии важно правильно выбрать фон, на котором будет сидеть птица. Ветки присады должны органично вписываться в место обитания снимаемой птицы. Это могут быть живые деревца, возле которых устанавливается зеркало, или сухие ветки. Место съемки не должно отпугивать самца своей необычностью и в то же время не стеснять фотографа. В любом случае фотография должна оставаться документально правдивой, с настоящим задним планом, который в природе окружает птиц. Иногда ради фона приходится находить очень высокую или, наоборот, низкую точку съемки, перемещать зеркало или палатку на метр-два.
Чтобы заморозить быстрые движения поющей птицы я, как правило, пользуюсь вспышкой, установленной на «горячий башмак» камеры. Причем стараюсь, чтобы естественное освещение доминировало, а вспышка лишь подсвечивала тени. Снимаю всегда не жалея пленки. Даже при идеально проведенной съемке больше половины кадров бракуется, а пригодными для публикаций бывают не более десятка кадров. На съемку трачу 2—3 часа.
Во время съемки иногда приходится прерываться, потому что самцы быстро утомляются. Активно поющий до этого самец неожиданно становится малоподвижным и закрывает глаза. В этом случае ему просто необходимо дать передохнуть хотя бы час. Некоторых птиц мне приходилось переснимать через день и через неделю. Весной и в начале лета, пока самка строит гнездо и насиживает яйца, самцы очень привязаны к своим участкам. Они много и активно поют практически в одном месте. Как правило, этот период продолжается около трех недель. Позже, с появлением птенцов, они уже все более пассивно защищают свою территорию, а ближе к вылету молодняка, совсем не реагируют на песню.
Во время съемки я всегда помню, что передо мной живое существо, а не объект фотографирования, и на первом плане для меня общение с живой природой, а уже потом получение фотографий. Прекрасно осознаю, что, прочитав этот материал, большинство читателей даже не попробуют воспользоваться этим методом съемок. Но если хоть один человек всерьез «заболеет» фотоохотой с магнитофоном, то считаю миссию этой статьи выполненной.
Здесь не будет легких путей, зато каждая удача — это неповторимые и уникальные кадры, которых никто еще не делал.
За 7 лет я 37 раз начинал фотографировать птиц у гнезд и 27 раз съемка происходила благополучно. За этот же период для того, чтобы отыскать пригодных для фотосъемок пернатых солистов, мне приходилось 130 раз проигрывать записи голосов и лишь 18 раз получалось привлечь самцов и сфотографировать их так, как я хотел.
Автор - Вячеслав Забугин. Фото Автора. Источник: журнал «В мире животных», 2006, № 6.
Ямкоголовые змеи: щитомордники, куфии, гремучие змеи.
Майка фиолетовая. Жук, чьи личинки паразитируют на пчёлах.
Комментарии:
select * from messages where type='pilife' && object_id=128 group by dataОксана
02.07.2021 12:01:51
Здраствуйте! Хочу спросить:
Я приманывала некоторые види птиц на голос (зяблика, черноголовую славку, воробья, синицу, кольчатую горлицу, дрозда черного, черную горихвостку, зеленую пересмешку и др.). И самое страшное, что почти всегда не на колонку, а на телефон, который держала в руках. Боюсь теперь, не навредила ли я им, не покинули ли они своих птенцов, (это было как раз на протяжении июня), которые потом умерли от голода?
Роман
02.07.2021 15:49:01
Уверен, что никому вы не навредили. Я залазил в гнездо и сгонял наседку, но на её любовь и заботу к птенчикам это никак не повлияло.
Добавить комментарий: