Разновидности кур. Какие бывают куры?
Недавно мы говорили о красавцах фазанах, которые, как и павлины, и как множество тропических и нетропических куропаток, а также турачей, перепелов и уларов, принадлежат к семейству фазановых (Phasianidae). Это самое большое семейство в отряде курообразных (Galliformes), включающее 160 видов из 40 родов. Но есть и другие «куры», которые и выглядят по-иному, и живут по-иному. Среди них тетеревиные, зубчатоклювые куропатки (замещают наших куропаток и перепелов в Новом Свете), индюки и, наконец, совсем особенные куриные птицы - древесные и сорные куры.
Острохвостый тетерев (Tympanuchus phasianellus), один из трех видов американских луговых, или степных, тетеревов.
«Куры» под снегом. Тетеревиные.
Белых куропаток (род Lagopus) нелегко заметить зимой среди снега. Белохвостая куропатка (Lagopus leucurus) - горный вид из Северной Америки.
Тетерева, глухари, рябчики и их родня (семья тетеревиных птиц) населяют лесную зону Европы, Сибири и Северной Америки. Некоторые виды тетеревиных (белая и тундряная куропатки) предпочитают тундру, другие (кавказский тетерев) - субальпийское криволесье, третьи (степные и полынный тетерева в Америке) - луга и полынные степи. Семейство это небольшое, всего 17 видов. В Евразии обитают 2 вида глухарей, по 2 вида тетеревов и белых куропаток, 2 вида рябчиков, а также сибирская дикуша, белая и тундряная куропатки. В Америке живут воротничковый рябчик, 3 вида белых куропаток, 2 вида дикуш, 2 вида голубых и 3 вида луговых тетеревов, а также очень своеобразный крупный полынный тетерев.
В летнем наряде самка тундряной куропатки тоже неплохо маскируется среди тундры.
Тетеревиные — одно из немногих семейств птиц, свойственных почти исключительно холодной арктической и умеренной областям Северного полушария. Они не улетают на юг осенью, но остаются на своих местах в самые морозные и снежные зимы. В зимнее время, когда большинству птиц трудно найти пропитание, тетеревиные обходятся хвоей и почками. Среди пернатых нет другой такой группы непритязательных птиц, которые по 5-6 месяцев в году могли бы выживать за счет столь малокалорийной пиши. Только летом тетеревиные могут, наконец, пополнить свой рацион нежной молодой зеленью и белками животного происхождения (насекомыми и их личинками), а осенью позволяют себе набирать вес на ягодах: клюкве, бруснике, толокнянке, воронике и голубике.
Тундряные куропатки (Lagopus mutus) приготовились к ночлегу.
Еще одно важное их приспособление - тетеревиные научились спать под снегом, что спасает птиц от ночного обмерзания и сильно снижает энергетические расходы на обогрев. В сильные морозы эти птицы проводят в подснежных «берлогах» большую часть суток. Нырнув в белое пушистое одеяло (нередко с разлета, с ветки дерева), птица проползает немного под снегом и устраивает себе уютную камеру, где температура воздуха не падает ниже 3—4 градусов мороза, в то время как снаружи мороз может быть не менее 50 ниже нуля. Рядом друг с другом, в отдельных лунках, ночует вся стая. Наутро птицы осторожно выбираются из лунок, а при опасности взлетают «свечой», шумно, разбивая образовавшийся за ночь наст своим сильным телом. По краям пальцев тетеревиных к зиме отрастает роговая бахрома, благодаря которой лапы превращаются в своего рода снегоступы, позволяющие без труда передвигаться по снегу.
Канадская дикуша (Falcipennis canadensis) – «родная сестра» сибирской дикуши.
Большую часть года тетеревиные птицы живут скромно, пытаясь не попадаться лишний раз на глаза, но ранней весной все меняется. Возбужденные петухи с ярко-красными бровями собираются на токовища: глухари — в еще заснеженном редкостойном лесу, тетерева - на зарастающем лугу или поле, а то и на кочковатом болоте. Голоса и движения петухов различаются у всех видов тетеревиных, но принцип построения токовища един: сильные самцы стремятся занять участки в центре тока, потому что к этим участкам (а не к самцам, как таковым) как магнитом тянет самок. «Барышни» толпой могут осаждать 2-3 пробившихся в центр счастливчиков (обычно это самые сильные, старые и опытные петухи), игнорируя призывы многих самцов с участками на периферии токовища. Но бывает и по-другому: первые скрипки в оркестре слишком увлекаются песней или поединком, и самку покрывает более слабый, но терпеливый и настойчивый аутсайдер. Образ токования тетеревов - далеко слышимое «бормотание», «чуфырканье» и парные столкновения самцов (у кавказского тетерева обходится без драк); у глухарей — развернутый веером хвост, изогнутая луком спина и щелчки с убыстрением, прямо-таки испанские кастаньеты.
Токует самец воротничкового рябчика.
Живущая в охотской тайге дикуша издает странный вибрирующий гул, высоко подпрыгивает с разворотом на 180 градусов и щелкает перьями крыльев; группового тока на токовищах у дикуш нет. Похожим образом, но без прыжков, токуют петухи дымчатого, или голубого, тетерева, живущего в лесах Скалистых гор от Аляски до Калифорнии; низко ухают, топорщат перья на шее, обнажают желтые и красные горловые мешки. Самец американского воротничкового рябчика сидит на пне или поваленном дереве и быстро хлопает крыльями, издавая своего рода барабанную дробь. У нашего евразийского рябчика ток отсутствует, самки прилетают на тонкий призывной свист самца и образуют с ним постоянную (на этот год) пару. Петухи белой куропатки рассеиваются по еще заснеженной тундре, занимая небольшие возвышенности, взлетают вверх с громким хлопаньем крыльев и резкими хохочущими криками. Соседи-самцы хорошо видят друг друга и дерутся на границах своих участков, и все же настоящим групповым токованием этот зрелищный спектакль тоже не назовешь: как и у рябчика, каждая самка находит здесь «своего единственного», а не ищет вкупе с другими благосклонности нескольких заводил.
Так ярко токует самец большого лугового тетерева (Tympanuchus cupido).
Очень своеобразен коллективный ток луговых или, по-другому, степных тетеревов. На хвосте у них нет «лиры» и сами они не черные, а в серовато-рыжеватую полоску, причем самки не отличаются от самцов. На боках шеи голые, неоперенные участки ярко окрашенной кожи, красноватого или желтого цвета, которые во время тока вздуваются пузырями и выступают резонаторами звука. У двух из трех видов за головой торчат «рога» из длинных перьев. Токующий самец семенит ногами, держа тело горизонтально, мелко трясется и издает барабанные звуки, которые привлекают самок, стремящихся, как и у наших тетеревов, стать подругой самца с центральных участков токовища. За барабанные звуки американцы называют луговых тетеревов «барабанщиками любви», и примерно тот же смысл заключен в научном латинском названии этого рода птиц. Полынный тетерев, величиной с нашего глухаря, во время тока держит тело почти вертикально, задирая звездчатый веер хвоста с длинными заостренными перьями и выпячивая вперед, подобно дрофе, раздутую белую шею с двумя голыми желтыми шейными мешками-резонаторами, издающими булькающие звуки. Выглядит он как расфуфыренный перед битвой вождь индейского племени.
Полынный, или шалфейный, тетерев (Centrocercus urophasianus) из прерии Северной Америки.
Луговые тетерева изменили лесам и связали свою судьбу с американскими прериями, большая часть которых была распахана. Сейчас все их виды достаточно редки. Полынный тетерев тоже привязан к открытому ландшафту, но все-таки напоминающему низкие лески из высокой древовидной полыни, на ветвях которой птицы большей частью и ночуют. Часть белых куропаток остается зимовать в Арктике в условиях полярной ночи. Рекорд принадлежит куропаткам, зимующим на Новосибирских островах под 75° с.ш. Тундряная куропатка найдена на зимовках еще севернее, на Шпицбергене.
Глазчатая курица (Leipoa ocellata) - самая пестрая и самая сухолюбивая из всех сорных кур. Обитает на юге Австралии.
«Куры» древесные и большеногие.
Глазчатые куры «за работой» на своем гнезде-инкубаторе.
Другие, более южные представители куриных птиц любят летать еще меньше, чем тетеревиные. Эти важнейшие потребители наземной растительной массы (в виде опавших почек, семян и плодов) рождены продираться сквозь заросли колючих кустарников под пологом тропического леса и рыться в лесной подстилке с помощью своих мускулистых ног, снабженных сильными пальцами с притупленными когтями. Некоторые из них имеют очень мощные ноги и не только роются в почве в поисках корма, но по особой причине без устали нагребают и разгребают песок, листья и другой растительный «мусор», за что их называют большеногими, или сорными, курами. Большеногов 16-19 видов, и только 3 из них обитают в Австралии, остальные — островные формы, живущие на южных островах Индонезии, в Полинезии, Новой Гвинее и в Австралии. По другую сторону Тихого океана, в тропических лесах Южной и Центральной Америки, живут их родственники, которые тоже много времени проводят на земле, но все-таки позволяют себе, подобно тетеревиным, взлететь на ветвь большого дерева и делают это довольно часто. Некоторые даже бегают по ветвям, перепархивают с ветки на ветку и кормятся в их кронах. За это их прозвали древесными курами. Древесных кур аж 50 видов, из них 7 — эндемики Мексики и Центральной Америки, но большинство свойственно тропикам Южной Америки. Сорные и древесные куры составляют 2 разных семейства в большом отряде куриных птиц. Однако они столь своеобразны в своей анатомии, физиологии и биохимии, что их выделяют в особый подотряд, а некоторые молекулярные биологи, без конца «скрещивающие» ДНК и белки, требуют для них даже статуса особого отряда.
Кустарниковая индейка (Alectura lathami) - второй вид сорных кур с территории Австралии.
Сорные куры, или большеноги, величиной с курицу или индейку. Броской окраской эти «куры» не отличаются, но многие имеют яркие причудливые украшения из голых участков кожи - желтое фестончатое жабо на шее, парные сережки по бокам головы, красный гребешок на макушке, синеватую шишку на затылке. Каждый вид украшен по-своему. Самое причудливое в биологии этих птиц — выведение потомства. Большеноги совсем не насиживают яиц, а тропические виды, как правило, и не строят гнезда, откладывая яйца в хорошо прогреваемый субстрат - песок на океанических побережьях, преющую листву в гуще тропического леса, в вулканический пепел у подножья действующих вулканов. Гнездовые постройки они сооружают лишь временами, «по обстоятельствам», да сами постройки - одно название, чаще всего просто небольшая куча листвы. Совсем другое дело живущие в Австралии глазчатые куры. Самцы этих птиц только и занимаются тем, что строят и ухаживают за гнездами-инкубаторами - внушительными песчаными холмиками, до 5 м в диаметре и до полуметра высотой. Не заметить такие гнезда невозможно, сами же птицы ведут скрытный образ жизни, и увидеть их у гнезда случайному наблюдателю нелегко. Поэтому первые европейские поселенцы в Австралии не верили аборигенам, утверждавшим, что странные холмики принадлежат птицам, и полагали, что они являются захоронениями воинов. Однако раскопщиков таких холмиков всегда ждало разочарование — вместо ожидаемых золотых изделий они находили внутри построек исключительно птичьи яйца.
Птенец сорных кур сам выбирается из кургана наружу. Он никогда не видит ни своих родителей, ни сестер и братьев.
Тем большеногам, что гнездятся в лесах Новой Гвинеи и на острове Сулавеси (Целебес), если и пришлось построить гнездо, забот с ним немного. Тропические дожди часты, опавшая листва хорошо увлажняется и быстро начинает преть, выделяя тепло. Другое дело австралийская саванна и скрэб - кустарниковая полупустыня. Дожди здесь редки, они идут преимущественно во влажный сезон, австралийской осенью. А без воды сухая листва не начнет преть, да и ветром ее быстро разбросает - не будет «работать» инкубатор. Приходится хозяину гнезда заблаговременно заботиться о будущем потомстве. Осенью самец глазчатой курицы раскапывает гнездовой холм и открывает гнездовую «камеру». Затем начинает методично подсыпать в камеру «свежей» сухой листвы, которая обязательно должна намокнуть под дождем. Работа, бывает, продолжается всю зиму. В августе (начало весны в Австралии) самец забросает камеру песком и будет ждать, пока она не нагреется под яркими лучами весеннего солнца и внутри нее не начнет гнить листва. Самка не принимает никакого участия в строительстве гнезда и уходе за ним и начинает проявлять беспокойство у инкубатора, только когда внутри нее созреет яйцо. Тогда самец разбрасывает верхние слои почвы и открывает гнездовую камеру. Теперь самка может отложить яйцо в преющую массу листвы, где оно проведет около 7 недель. Но для самца заботы на этом не кончаются. Самка продолжает нести яйца в течение всего гнездового сезона (до 35 яиц с интервалом в 4-8 дней), и гнездовая камера должна быть всегда готова принять новое яйцо. Ранее отложенные яйца находятся еще в гнезде, еще развиваются, а погода меняется: то жарче, то холоднее. И самец без конца трудится. То раскапывает гнездовую камеру, подставляя ее прямо под солнечные лучи (в холодные дни), то, наоборот, нагребает сверху все новые слои почвы, защищая яйца от перегрева (в жаркие дни). И так до поздней осени, а там и новый гнездовой сезон на носу.
Краксы (род Crax), или гокко, - центральный род древесных кур. Самка большого кракса (Crax rubra).
При больших перепадах температуры часть яиц внутри «кучи» не развивается. Много их гибнет и от грозовых дождей, и от хищников. Вылупившегося птенца также ждет много испытаний. Для начала ему нужно пробраться сквозь набросанные поверх гнездовой камеры слои песка к поверхности холмика. На это уходит 15-20 часов и не всем птенцам удается выбраться. Часть их задыхается. Зато преодолевший эту дистанцию новожитель-большеног сразу же способен бегать, а вскоре и перепархивать. Без промедления он устремляется в чащобу, где начинает вести самостоятельную жизнь. Птенцы из одного гнезда вылупляются в разное время, поэтому молодые сорные куры не знают не только своих родителей, но также братьев и сестер. Зоологи считают, что большеноги обладают особой способностью точно определять температуру в гнездовой камере. Делают они это, погружая клюв в гнездо, т.е. язык и полость рта вроде бы так могут «измерять» тепло. Однако исследования с применением термодатчиков показывают, что измерительные способности сорных кур, возможно, преувеличены. Температура гнездовой камеры, во-первых, различается в разных «кучах», а во-вторых, меняется в одной и той же «куче» в течение времени развития яиц.
Желтогребневый кракс (Crax daubentoni).
Древесные куры - бурые и черные птицы, величиной от куропатки до глухаря и, как и большеноги, с украшениями на голове. У кого есть «сережки» на «лице», у кого мясистые наросты и гребни на лбу, а у кого яркие хохлы с «зачесами» на темени. Птицы довольно крикливые, способные хохотать, стонать, мычать, щелкать, бормотать и свистеть. Именно за голоса индейцы дали многие названия древесным курам. Одни отчетливо выговаривают «ча-ча-лак» или «ха-ха-лак», и их называют чачалаками, других именуют гок-ко, краксами и гуанами. Древесные куры не только часто кормятся на деревьях, но здесь же строят свои гнезда, что больше не делает никто из куриных птиц. Несмотря на полудревесный образ жизни, летать любят не больше остальной своей родни и, забравшись по ветвям на вершину дерева, предпочитают затем попросту спланировать вниз с его вершины, дабы начать «восхождение» на повое. Вылупившиеся птенцы первые дни проводят в кроне дерева, где родители выкармливают их насекомыми. Затем, перепархивая с ветки на ветку, они начинают следовать за родителями. Местное население любит и приручает древесных кур за их сторожевые качества. Во-первых, они очищают деревню от скорпионов, пауков, многоножек и мелких змей, а во-вторых, поднимают переполох при появлении в деревне любого незваного гостя.
Автор: Константин Михайлов, кандидат биологических наук. Источник: журнал «В мире животных», 2006, № 5.
Шлемоносый гокко (Pauxi pauxi). У многих видов краксов, или гокко, хорошо развит половой диморфозм. Самцы заметно ярче и на голове у них броско раскрашенные роговые наросты.
Гребнистый крокодил - самый большой крокодил в мире.
Каракатица обыкновенная или сепия.
Комментарии:
select * from messages where type='pilife' && object_id=100 group by dataНет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: