Африканские страусы.
Эти несуразные оригинальные птицы, пришедшие к нам из глубины веков, встречаются на просторах Африки совсем не часто. В отличие от летающих килегрудых птиц эти создания — плоскогрудые, не летающие, а бегающие. Когда-то давно их предки умели летать, но спустившись с деревьев и выйдя в саванну, они постепенно перестали пользоваться крыльями, а стали бегать, преодолевая большие расстояния в поисках пищи. Крылышки их атрофировались, стали маленькими и беспомощными, ими они пользуются для обмахивания и в качестве рулей при беге. Зато ноги — ого-го, всем ногам ноги! Они огромны, мускулисты и жилисты, оканчиваются двумя большими пальцами, способны работать часами, перенося страуса на многие мили.
Африканский страус
Сегодня в Африке сохранились страусы (Struthio camelus) четырех рас, или подвидов. Обитающая в Судане и северо-восточной Эфиопии североафриканская форма - S.c.camelus; в Сомали, Южной Эфиопии и Северной Кении - сомалийская - S.c.molibdophanes; в Кении и Танзании - масайская - S.c.massaicus; в Намибии, Ботсване и Замбии - южноафриканская - S.c.australis. Первые 2 подвида находятся на грани исчезновения и, видимо, скоро уйдут в небытие, как и жившая еще недавно, в начале прошлого века, аравийская раса страусов.
Брачные игры страусов
Из ныне живущих птиц страус - самая крупная, достигающая роста 2,8 м и веса в 1,5 ц! В нем все необычно - огромные ноги с двумя когтистыми пальцами на конце, которыми он с легкостью может распороть своему врагу живот, маленькая головка на длинной шее, пушистое оперение, кардинально отличное от такового других птиц, плоскогрудость и многое другое. В отличие от жирафа, тянущегося все время вверх, страус ориентирован все время вниз, и шею приобрел такую длинную, чтобы с высоты тела, покоящегося на прочных высоких ногах, доставать до земли, где рассеян его корм, имея попутно шикарный обзор. Плотное оперение птиц, скрепленное бородками и крючочками, переродилось у наших героев, лишилось крючочков, стало пушистым и воздушным, а копчиковая железа, обеспечивающая у птиц смазку перьев, отмерла совсем. Питающийся в основном растительностью, страус имеет трехкамерный желудок и огромную слепую кишку, где бактерии и простейшие расщепляют для него клетчатку на сахара. Развивающий скорость до 75 км/час, он обладает отличной сердечно-сосудистой системой - месячные страусята уже способны разгоняться до 50 км/час. К тому же наш герой способен еще прыгать на 1,5 м вверх!
Страус насиживает яйца
Когда наш герой бежит по саванне, то кажется, что это мощные рычаги толкают его вперед, а сам он как бы летит над морем волнистых трав, едва касаясь их кончиками пальцев. Его длинная змееобразная шея при этом качается вперед-назад, как маятник, помогая ногам. Сам черный, на бегу он распускает по ветру пушистый белый хвост и крылья, помогая себе ими при поворотах. Он большой непоседа и бродяга, ведет в основном кочевой образ жизни и за световой день может пройти и пробежать от 50 до 100 км. Ищет он обычно корм и воду, до которой большой охотник. Но в пустыне не унывает и без воды, питаясь сочными листьями растений и плодами, собирающими в себе воду. Его маленькая головка с огромным клювом и глазами, больше похожая на змеиную, чем на птичью, смотрит на мир с высоты почти 3 м (2,75 м), готова проглотить все живое и неживое, что пролезет в ее горло. Обеспечивая свои 120-150 кг веса пищей, он поглощает много зелени, плодов, семян, цветов, корешков, улиток, не проходит мимо насекомых и личинок, а также мелких млекопитающих, ящериц, черепашек и птиц. Особенно любит саранчу, тучи которой время от времени накрывают саванну.
Страусенок и яйца
Социальное устройство наших героев напоминает таковое у других травоядных - антилоп. Все они стадные животные, тяготеющие к огромным объединениям, но внутри них держатся семьями или гаремами. В разные периоды года отдельно могут держаться стайки или пары холостых самцов, семейные группы или пары, «детские сады» - самостоятельные или под надзором менторов (родителей или холостых молодых птиц). Подходя к чужой группе, самец принимает позу «подчинения» или «подобострастия» - низко склоняет головку и опускает хвост. Этим он как бы выказывает свое уважение равному. Так, вполне мирно, происходит знакомство птиц. Но в дальнейшем в любых группах происходят стычки и устанавливается некая временная иерархия. В целом же страус - существо задиристое и драчливое.
Страус наклонил голову
В сезон любви шея и ноги самцов, имеющих строгое черно-белое оперение, приобретают ярко-розовый или рубиновый цвет. Они начинают захватывать самочинно самые удобные, с их точки зрения, участки саванны, на которых со временем построят свое гнездо и вырастят потомство. Поскольку некоторые участки могут понравиться сразу нескольким страусам, они нередко схватываются в стычках, нанося друг другу удары мощными ногами. Перед дракой эти черные демоны исполняют своеобразный ритуал, садясь на землю, поджав ноги и раскачивая шеей из стороны в сторону.
Страусята африканского страуса
Опыт общения со страусами я получил давно, когда еще работал в заповеднике «Аскания-Нова». Каждый год весною мы выгоняли их с зимних «квартир» в обширные степные загоны, а осенью наоборот — из загонов - в страусятники, где они благополучно зимовали, каждый в своем деннике. Все эти «разгонно-загонные» манипуляции проходили при моем живейшем участии и сопровождались погонями, прыжками и даже настоящими поединками между людьми и этими огромными птицами. Насколько просто иногда бывало выгнать птиц на свежий воздух весною, к листве и зелени, настолько было сложно осенью, со свободы загнать их обратно в тесные денники. По системе перегонных двориков каждого из них или с парой приходилось «выдавливать» с помощью живой людской «цепи», вооруженной палками и шестами. Не желающий идти в сторону, определенную ему людьми, страус начинал свой знаменитый бег по загонам, вдоль ограждений, мимо людей, стремясь прорвать их цепь и уйти на свободу. Моя задача была очень «простая» — бежать вплотную за летящей, как на пружинах, птицей и длинным шестом направлять ее в нужные двери. Длинные ноги моего соперника с легкостью преодолевали заросли бурьянов, небольшие канавы и другие преграды, которых он даже и не замечал. Мне же приходилось применять все свое искусство спринтера, чтобы все это перепрыгнуть и удержаться на ногах, не отстать слишком безнадежно в этой гонке да еще тащить на себе огромный шест и пытаться им направлять лидера в нужном направлении.
Страусенок
В африканских саваннах страус нежно ухаживает за своей серой или бурой самкой, а она, распустив свои перышки, оказывает ему внимание. Самец не только обхаживает супругу, но и перед самым кульминационным моментом ложится, поджав ноги на грудь, и опять, как перед дракой, начинает вращать головой справа налево. Затем поднимается и направляется к самке, присевшей перед ним на траву. К уже сформированному союзу самец может присоединить еще нескольких самок, но только с согласия «первой леди» и только тех, что ей понравятся! Она же остается главной и основной супругой в гареме, и спаривается самец с нею в первую очередь. С другими самками он может и не спариваться, хотя демонстрирует им свое внимание и расположение. В этом случае их потомство, которое он будет насиживать, а потом выхаживать, будет явно не его.
На собственном участке саванны хозяин гарема устраивает себе гнездо среди кочек до 3 м в диаметре. Именно сюда каждая самка несет 5-10 прочных белых яиц, которые супруг с трогательным смирением и упорством насиживает до победного конца. Вообще-то каждая страусиха может снести до 30 яиц, но один супруг не в состоянии высидеть столько, поэтому первая жена подкладывает ему их больше, чем все остальные. Причем начинает она это делать первой и, естественно, в центр гнезда. Яйца других ложатся уже не в центр, а по краям, что со временем скажется на их сохранности. На периферии яйца часто гибнут от перегрева днем или охлаждения ночью, их растаскивают шакалы, орлы и грифы, собирающие свою дань со всего живого в саванне.
Страусы в неволе
Некоторые из страусих, имеющие, видимо, более легкий и взбалмошный характер и не готовые к длительным отношениям, избирают для себя альтернативную стратегию «кукушки» как основную. Они входят «в доверие» к разным парам, очаровывают на какое-то время доверчивых самцов и оставляют им свои яйца, как бы в память об романтических отношениях. Все они, вероятно, при этом надеются, что их потомство сохранится во многих гнездах. Но жизнь, как правило, разбивает их надежды, и «кукушки» остаются совсем без потомства - их яйца погибают на периферии гнезда от колебаний температуры и хищников.
В саванне встречали гнезда, где лежало 40, 50 и даже 60(!) яиц. Обычно самец насиживает кладку ночью, а днем его подменяет супруга. Иногда супругам помогает кто-то из вторых жен. Бывает, что такая помощница чарует и уводит самца из гарема, и они создают свое отдельное гнездо, куда разлучница несет только свои яйца. Представляю, какая трагедия для брошенных самок остаться в пустыне с кучей ненасиженных яиц...
Малыши еще в скорлупе переговариваются, готовясь к выходу, и синхронно вылупляются в один день. Отец продолжает их опекать и воспитывать. Птенцы охотятся за кузнечиками и саранчой, вырастают по сантиметру в день и уже через неделю вовсю бегают за родителями. В Цаво я наблюдал, как два чепрачных шакала воровато крутились возле отошедших в сторону птенцов. Отец, увидев врагов сверху, сразу пошел навстречу. Его решительность остановила их, и они сочли за лучшее ретироваться, не доводя дело до драки.
Обычно при серьезной опасности самец стремится отвлечь внимание хищника на себя, совершая зигзагообразные пробежки, шумно хлопая распущенными крыльями, припадает на одну ногу, изображая раненого, а молодняк в это время разбегается по зарослям. В критические моменты страус-отец может напасть на некрупного хищника - шакала или гиену и обратить его в бегство ударами своих мощных и жилистых ног. Тем не менее, хищники собирают свою дань, и я часто наблюдал, что в саванне страуса сопровождают 1-2 птенца, а не целый выводок.
Страусята и их родитель могут долго оставаться вместе или даже объединяться с другими такими же группами, создавая «сверхсемьи» или «детские сады». А бывает, что два отца устраивают поединок из-за обладания всеми птенцами. Победитель уводит всех! А иногда взрослые птицы, «пристроив» потомство своим соседям или даже молодым птицам, не образующим еще собственных пар и семей, могут тут же уединяться, создать новый брачный союз и строить новое гнездо. Молодняк при этом могут водить и самцы-холостяки, не нашедшие себе партнерш. Выводок чужих птенцов, видимо, частично заменяет им собственную семью и потрафляет отцовским инстинктам. Вскоре группы малышей теряют своих родителей или менторов, их тянет друг к другу, и они создают стада в несколько десятков или даже сотен птиц! В возрасте 2-3 месяцев молодняк разбивается на отдельные небольшие стайки, в которых со временем устанавливается определенная иерархия. Здесь выигрывают сильные, ловкие и наглые. К полутора годам они становятся полностью независимыми и строят жизненные стратегии сообразно своему характеру, а к 3-4 годам, когда у них наступает половое созревание, включаются в общую игру «парни-девушки».
Источник всех исторических несчастий страусов - их красивое шелковое оперение. Еще древние египтяне разглядели, что их перья разделены стержнем строго на две равные части, в отличие от перьев других птиц, и это являлось символом высшей справедливости, которая дана богами! Египтяне же первыми применили перья «справедливых» страусов в качестве украшений. Последователям их несть числа. Это туземные князьки, надевающие и по сей день в торжественный день украшение из перьев, эмиры и шейхи, средневековые рыцари, воины всех мастей и, наконец, прекрасный пол, посчитавший, что именно такие головные уборы, боа и веера могут привлечь внимание мужчин...
В конце XIX - начале XX веков в Африке и Аравии были уничтожены тысячи страусов ради красивых перьев. Из пяти подвидов страусов аравийский вымер в прошлом веке, североафриканский и сомалийский находятся под угрозой исчезновения. Только масайская и южноафриканская формы при большом количестве заповедников и национальных парков существуют сегодня более или менее благополучно. Интересно, что спасли страусов от полного истребления страусиные фермы. Сегодня в Африке, Европе, Америке и даже у нас в Подмосковье организуют страусиные фермы. Всего в неволе содержится около 1,75 млн. этих двуногих гигантов.
В ЮАР устраивают страусиные бега, когда на птицу сверху садится наездник или ее запрягают в легкую коляску, и бегущие соперники летят по дорожкам. Мне удалось побывать на одной такой ферме, и должен сказать, что катание на двуногой птице — это занятие для сильных духом, но никак не для слабонервных. Забеги 3-4 птиц со всадниками проходят в тесном длинном загоне. Никакой упряжи, уздечки или даже веревки для управления «скакуном» нет, не говоря уже о седле или стременах. Пока служители держат нетерпеливого и горячего «иноходца», закрыв ему глаза, любознательный турист взгромождается на него сверху, скользит по гладким перьям и пытается вцепиться в длинную шею. Наконец, он усаживается, удерживаясь за крылья, и всех птиц разом отпускают. Стремясь скинуть с себя обузу, возбужденные «кони» кидаются по тесному проходу вперед, а для их наездников окружающее сливается в сплошную мелькающую полосу. Некоторым седокам становится плохо еще во время бега, а те, кто достойно доскакал до финиша, клянутся, что никогда больше не сядут в такое «седло». Правда, позже, придя в себя от стресса, они с гордостью повествуют о своих ощущениях от столь необычных скачек...
Такой грустный финал уготовил свободным и вольнолюбивым птицам человек, превратив их по сути - в глупую забаву. Вместо того, чтобы осваивать просторы саванн и пустынь Африки, страусы теперь носят седоков в туристических шоу, откармливаются на мясо, перья и кожу, на потребу человеческим прихотям. Увидят ли в саваннах этих гордых созданий наши дети и внуки? Я могу на это только надеяться...
Автор – Василий Климов, кандидат биологических наук. Фото автора.
Породы пегих и чубарых лошадей.
Флора и фауна пустыни Негев.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: