Фотоанималистика для новичков.
Константин Михайлов - профессиональный биолог, орнитолог, он много путешествовал по нашей стране и за ее пределами. В своих поездках он не расставался с фотокамерой, достигнув в этом искусстве превосходных результатов. Сегодня Константин Михайлов проводит мастер-класс по фотоанималистике для всех интересующихся съемкой животных, а количество таких людей, судя по редакционной почте, растет день ото дня.
Фотоанималистика для новичков.
Копытные - мирные животные, их держат на полувольном выпасе во многих «сафари-парках», «натурпарках» и прочих «парках», столь многочисленных сейчас в Европе. Конечно, есть они и в зоопарках, но там часто за решеткой, где снимать их труднее. А в парках легче. Загоны большие, открытые, места много; народ не толпится, можно выбрать удобную точку для съемки, можно подождать, пока животные перейдут на другое место, изменят позу, сотворят «экшн» - какое-то взаимодействие, сцену. В общем, на копытных в «парках» можно отлично тренироваться в фотоанималистике. Хорошо, когда есть всевозможные бортики по границе загона. Тогда можно снимать не с руки, но и не мучиться со штативом, а взять с собой мешочек с зерном (рисом, гречкой, горохом), в котором камера утопает, как в пластилине. Это еще лучше, чем штатив, и в сто раз удобнее в смысле изменения ракурса и перехода от вертикального кадра к горизонтальному. Но, а цифровые камеры, конечно, позволяют и о мешочке забыть, меняй лишь чувствительность пленки. Хотя не совсем так. Увеличение чувствительности — это значит увеличение «зернистости», так что если можно с «мешочком» снять на 100 единиц, хоть и на «цифру», то это предпочтительней, чем, скажем, на 800 единиц без «мешочка». Хотя 400 единиц пленки (или ее имитация на матрице цифрового аппарата) -своего рода «норма» при съемке животных телевиками. Но сделать еще лучше, чем «норма» - тоже неплохо.
Ревущий или зевающий олень Cervus elaphus.
Чтобы снимать сцены, нужен хороший фон. Не обязательно имитирующий природную обстановку и прямо-таки тот ландшафт, где обитает ваша «модель», но все-таки красивый. Точнее, здесь могут быть варианты. Если фон ровный, без перепадов, и красивый по цвету, и по большому счету он нас не волнует с информационной точки зрения, то его надо максимально «размыть». При съемке телевиком так и получается, само по себе, но, чтобы размыть хорошо, нужно полностью открывать диафрагму (уменьшая глубину резкости), сосредоточив резкость на морде зверя, особенно на его глазах. Но если фон не очень красивый по своей пластике, и в то же время несет информацию, а зверь на удалении, то тогда лучше прикрыть диафрагму, дав какую-то глубину резкости, чтобы неинтересный с художественной точки зрения фон не поглотил «объект» съемки.
Олень
На фотографии с ревущим или скорее зевающим оленем (это европейский подвид благородного оленя - Cervus elaphus) фон неинтересный, но он не освещен солнцем и скрывает изгородь, которую надо было спрятать. В то же время за рогачом олениха, и ее нужно «прорисовать», поскольку удачным фоном она тоже не является. Звери лежат, не движутся, поэтому с «мешочком» на упоре (на бортике, изгороди, или прижав к стволу дерева) или со штативом можно позволить себе прикрыть диафрагму. Здесь она прикрыта слишком сильно, и главный герой оказался слегка вне резкости, отчасти потому что он зевнул, забросил голову и дернулся. Это, конечно, плохо, но, с другой стороны, появилась «экспрессия» кадра, которую фотограф, бывает, ждет десятки минут, нацелившись на зверя и держа палец на «спусковом крючке». Такие моменты всегда интереснее, чем просто «лежащий зверь».
На другом кадре рогач в полной резкости (которая все равно наводится на морду и рога, а не на приближенный к камере круп животного), и к тому же он хорошо был освещен лучами вечернего солнца, но надо было дождаться, пока олень развернет к фотографу голову, показав свою морду и глаз. Правда, солнце слишком засветило его морду (лучше оттенены рога и шея), а глаз получился слегка безжизненным.
Вообще говоря, фотоанималистика, даже если не из маскировочной палатки на таежной тропе, а в сафари-парках или в некоторых тропических странах, где мартышки и макаки садятся вам на голову, - это не просто щелканье затвором дорогой камеры с хорошим телевиком. Это, прежде всего, поиск света и управление светом. Нужен хороший косой рисующий свет, который ровно освещает объект съемки. Обычно это утренний свет (самый мягкий, самый лучший для анималистики), а также вечерний (часто с более «напряженным» спектром). Поэтому, как шутят фотографы-анималисты, у них самый длинный ланч - после 10 утра и до 5 вечера. Но утром нужно прийти к объекту съемки раньше «объекта», бывает еще в темноте, так что вставать приходится рано. Да и днем, конечно, никто не отдыхает. В средней полосе осенью свет довольно мягкий и до полудня, а также вновь после трех часов дня, а зимой - весь день.
Винторогий козёл махур (Capra falconeri).
Если солнце экранируется облаками, создавая ровный рассеянный свет, то это никак не хуже, а зачастую лучше. Как будто на небе раскрыли для вас белый зонтик для рассеивания солнечных лучей. Да и летом, когда днем солнце яркое и контрастное, с тенями, что-нибудь можно придумать. Прежде всего можно использовать вспышку, сделав свет ее более мягким (например, прикрыв лампу белой бумагой) — вспышка уберет лишние резкие тени. Можно использовать «умную» вспышку (в продвинутых камерах) в режиме приоритета диафрагмы, тогда она даст очень слабый импульс света и пробовать разные варианты коррекции импульса. В этих случаях вспышка не «забьет» в лоб объект, а будет взаимодействовать с естественным освещением.
Вообще говоря, по напечатанной фотографии всегда видно, когда сделан кадр - утром, днем или вечером. В мягких косых лучах зверь или птица (их шкура или перо) прорисованы отлично и ровно, а при дневной съемке все «забито» светом в одних местах и поглощено тенью (от самого объекта) в других. Например, смеющийся дагестанский тур снят в полдень в разгар лета, что сразу видно по провалам в свете и тени. Конечно, при съемке в зоопарке часто выбирать не приходится (раннее утро выпадает, если зоопарк закрыт), но всегда можно использовать вспышку. Без использования мощной вспышки снятый в это время кадр хорошим не назовешь. Его хоть как-то спасает (но не оправдывает) только разинутая туром пасть, ради чего он был сделан. А вот кадр-портрет оленихи - уже гораздо лучше. Он сделан в вечерних лучах (освещение мягкое, с плавными переходами) и с мягким подсветом вспышкой - ради отблеска в глазах. Над этим отблеском в глазах больше всего и мучаются фотографы-анималисты, рассчитывая опытным путем число ступеней коррекции вспышки, используемой для подсветки в режиме приоритета диафрагмы.
Козлёнок махур.
Козленок - это детеныш винторогого козла, или махура (Capra falconeri). Его отец разлегся на большом камне. Махур - редкий горный козел, единственный не с рогами-саблями, а с рогами-спиралями, где левый рог закручен вправо, а правый - влево. Живет махур в сухих среднегорьях западной половины Азии, уступая высокие «этажи» гор сибирскому горному козлу. Поснимать его можно в горах Таджикистана и Пакистана, что, наверное, всегда небезопасно, как и на юго-западе Таджикистана. К тому же встретить такое редкое животное в природе, в необжитых горных районах маловероятно. К счастью, винторогого козла содержат в зоопарках, в том числе в Московском, и он там размножается. Снимая зверя «крупняком», западные фотографы-анималисты всегда открывают диафрагму «на полную». Плавное падение резкости от морды к телу стоящего в анфас зверя никого не волнует (получается как раз красиво), главное - максимальная прорисовка самой морды, чтобы не было смазано из-за дрожания камеры или при выдержках «на пределе», от резко опускающегося «зеркала». Телевик используют не только для приближения и увеличения, но и для красивой размывки фона, когда этого требует ситуация. Многие теле- и макрообъективы как раз различаются тем, насколько хорошо они «размывают» фон.
Портретная съемка у вольера - увлекательное занятие, а в природе такие портреты все равно не снимешь, разве что условия в природе не будут приближены к вольерным. Как ни парадоксально (может и печально), съемка в природе при всей ее документальной ценности нередко проигрывает «вольерной» из-за плохих условий освещения и по другим причинам. (Об этом мы поговорим в следующий раз.)
Итак, мы рассмотрели несколько аспектов фотосъемки животных в «полудикой» природе. Можно открыть для себя и другие. В конце концов, в этом и есть творческая составляющая фотографии. Главное правило - пробовать разные варианты съемки при разных условиях. Тем и хорош зоопарк и всевозможные «сафари-парки», что звери здесь не боятся, и можно снимать много, отбирая лучшее.
Автор – Константин Михайлов, кандидат биологических наук. Фото автора.
Куриные истории.
Хищные птицы.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: