Лошадь на войне.
Лошади на войне стали служить человеку более 5000 лет назад.
Древняя монета с лошадью.
После одомашнивания и использования лошади в качестве мясомолочного скота, а затем как упряжных и верховых животных человек не ограничился лишь мирными целями. Из-за своей скорости, сообразительности, выносливости и даже массы лошадь оказалась весьма полезной и на поле боя. Причем активно использовали ее в сражениях вплоть до Второй мировой войны.
Ярмарка лошадей. Р. Бонхер. 1852 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (США).
Отбор и тренировки.
Фрагмент оголовья. XIV–XV века. Частная коллекция.
Сначала, по-видимому, для военных целей наиболее смелых и выносливых животных отбирали просто из имеющихся, затем, когда военное искусство в целом стало более упорядоченным, будущих четвероногих помощников в сражении стали обучать именно для этой конкретной цели.
Железное стремя из Южной Англии. 975–1075 годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (США).
Самое раннее руководство по подготовке лошадей для колесниц было написано примерно в 1350 году до нашей эры, а в 360 году до нашей эры греческий кавалерийский офицер Ксенофонт составил обширный трактат, посвященный искусству верховой езды, — «Гиппика и Гиппарх». Примерно этим же временем датируется известный индийский труд об использовании лошадей, принадлежащий перу политика брахмана Чанакьи.
Защита головы лошади. Франция. Около 1600 года.
Помимо таких изначально общих требований, как безоговорочное послушание, смелость, скорость и выносливость, боевым лошадям вскоре понадобились более сложные навыки. Причем чем активнее развивалось воинское искусство вообще, тем более специализированные лошади требовались. Одни должны были без устали скакать на большие расстояния, другие — согласованно тянуть колесницу или упряжку, третьи — быть устойчивыми и маневренными под тяжеловооруженным рыцарем, четвертые — слаженно двигать артиллерийский расчет и не пугаться взрывов, пятые — нести по пересеченной местности вьюки тяжелого груза, шестые — по команде кусаться или бить ногами и т. д.
Металлические конские доспехи из Италии, вероятно, сделанные для лошади графа Антонио IV Коллальто. Конец XVI века. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (США).
Боевая амуниция для лошадей.
Этрусская бронзовая колесница, инкрустированная слоновой костью. Вторая четверть VI века до нашей эры. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (США).
С разделением целей совершенствовалась амуниция лошадей. Причем эффективность использования животных возрастала по мере развития технологий.
Конная статуя кондотьера Гаттамелаты работы Донателло. Начало XV века. Падуя (Италия). На фоне мощных пропорций лошади всадник кажется небольшим.
Самым первым средством управления стала уздечка, или оголовье, которую изобрели вскоре после одомашнивания лошади. Однако сражаться с противником, сидя на «голой» лошади, было неудобно. Поэтому массово эти животные появились на поле боя лишь с изобретением седла — сперва в виде привязанной к спине лошади шкуры или тканевой «подушки», затем в виде жестких анатомических конструкций, грамотно распределяющих вес всадника. Стремя, появившееся чуть позже (сперва как обычная ременная петля, привязанная к седлу), еще более упрочило положение всадника на лошади как в прямом смысле слова (за счет дополнительного упора человек стал увереннее держаться в седле), так и в переносном (он стал мобильнее и дееспособнее).
Московские всадники. Битва при Орше (фрагмент). Неизвестный художник. Около 1520-х годов. Обращают на себя внимание небольшие размеры лошадей.
Следы первого трензеля на зубах ископаемых лошадей относят уже к 3500–3000 годам до нашей эры.
Рост дестриэ в сравнении с рабочей лошадью (выделена серым цветом).
Попоны и доспехи для лошадей.
Противогаз для лошади. 1914–1918 годы. Германия.
Боевых коней часто покрывали попоной, доходившей до бабок. Иногда она покрывала и хвост. Шили попону из двух половин: одна закрывала грудь, другая — круп лошади. Шею либо защищали, либо оставляли открытой. В тех случаях, когда попона была на голове животного, в ней проделывали специальные прорези для глаз и ушей. С наружной стороны попону украшали гербом владельца лошади, нижний край имел зубчатую форму. Для защиты от стрел использовали попоны из стеганой льняной ткани или кожи, наиболее обеспеченные рыцари дополняли их кольчугой, а позже латным доспехом. Роскошно расшитыми попонами украшали лошадей, участвовавших в турнирах.
Капрал британской армии и его лошадь в противогазах. 1939 год.
Колесо и колесница.
Битва при Фридланде. Э. Мейсонье. 1807 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (США).
Важнейшим технологическим новшеством стало изобретение колеса — теперь лошадь могла не только нести одного вооруженного человека на спине, но и тянуть за собой повозки различной конструкции и веса — с провиантом, оружием, группой людей. Сперва животных привязывали к колесным телегам как волов, с помощью ярма вокруг шеи, позже изобрели шлею и подперсье, еще позже — гораздо более удобный хомут и специальную упряжь (как одноконную, так и на большее количество лошадей). Наступил век боевых колесниц.
Седельные мешки для лошади с комплектом первой медицинской помощи.
Время колесниц.
Передвижной лазарет в Ипре. Первая мировая война.
Самые ранние колесницы возникли еще в бронзовом веке. Хетты, ассирийцы, египтяне, греки, римляне, индийцы, китайцы, персы — все эти древние народы массово и успешно использовали их на поле боя. Модификации этих открытых двухколесных боевых повозок были весьма различны. Например, на ступицах колес могли устанавливаться длинные ножи, а на дышло — острия копий для нанесения еще более сильного урона противнику. Запрягать в колесницы можно было от одной до шестнадцати лошадей. Правда, вариант с большим количеством животных использовался чаще в спортивных гонках или парадных выездах, а в бою в основном участвовали более маневренные и компактные колесницы с одной-двумя лошадьми, иногда закрытыми броней. Колесничие (количество человек в колеснице также дифференцировалось в зависимости от ее размера и конструкции) использовали против врага луки, дротики, копья, а в завершение боя часто спешивались и сражались с пехотой.
Подвижный лафет.
Мемориал «Животные на войне». Лондон (Великобритания).
Позже и в Китае, и в Риме примерно в одно и то же время (III–V века) на основе колесницы было создано специфическое оружие — подвижный лафет для легкой метательной установки. Причем если баллиста и арбалет были относительно небольшими, то расчет полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, в частности в Европе, дожили до позднего Средневековья (итальянские «батареи» — повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с одной-двумя легкими пушками).
Боевые лошади.
Со временем в результате совершенствования технологий и военных действий стали появляться более специализированные животные и целые породы, которые лучше других подходили для выполнения тех или иных целей.
Легкая кавалерия.
Изначально на полях сражений героями были быстрые конные лучники и метатели копий, дротиков (гораздо позже у всадника в руках появилась винтовка). Кочевые многочисленные группы таких конных воинов получили решающее военное преимущество. Самыми известными в древней истории были кочевые конники из Азии (скифы, монголы и пр.) и Северной Африки (нумидийцы) (в новое время это гусары, уланы, драгуны наполеоновских войн). Лошади для такой мобильной кавалерии требовались некрупные, легкие, скоростные, верткие. Правда, в разные времена легкая кавалерия чуть ли не радикально меняла свои задачи на поле боя — от совершения скоростных массовых набегов до осуществления стратегической разведки и функций связных.
Средневековые рыцари.
В средневековой Европе на первый план вышли воины совсем другого плана — тяжеловооруженные, с ног до головы закованные в броню рыцари, для которых, соответственно, и кони требовались богатырские, что дало виток развития новому веянию в мировом коневодстве. Обычно на войну рыцарь брал с собой двух-трех лошадей (чаще более агрессивных жеребцов). Когда он сражался, оруженосец с запасными лошадьми и оружием находился позади и был готов в любой момент прийти на помощь.
Тяжелая кавалерия.
Прототипом средневековых рыцарей являлась, скорее всего, тяжеловооруженная сарматская конница. Разумеется, тяжелая кавалерия с могучими лошадьми и бронированными всадниками была востребована в истории и до средневековых рыцарей (в античности), и после них (наиболее известны кирасиры и карабинеры Наполеона). Ее основной задачей во все времена было буквально смять противника своим весом и мощью. Движущийся клин (тип боевого построения, наиболее распространенный в средневековой Европе) из нескольких тысяч вооруженных рыцарей представлял собой, несомненно, впечатляющее и угрожающее зрелище.
Такие разные лошади.
Интересно, что одни народы отдавали предпочтение какому-то определенному типу лошадей, иным для выполнения разнообразных задач требовались другие лошади. Например, те же рыцари путешествовали или приезжали на поле битвы на выносливых и быстрых легких лошадях, а для участия в турнире или сражении пересаживались на гораздо более тяжелых, устойчивых и способных выдержать большой вес их брони.
Требовались на войне и лошади среднего типа — некий компромисс между скоростью и грузоподъемностью. Например, их использовали для передвижения многоместных колесниц или артиллерийских орудий.
Дестриэ.
Во времена крестовых походов показывала особые навыки, силу и мощь лошадь породы дестриэ. При росте 140–150 сантиметров она весила 540–590 килограммов, в то время как арабские и туркменские скакуны противников рыцарей — 320–410 килограммов. Рабочие лошадки в Европе в это время в холке достигали в среднем 122–132 сантиметра.
Сегодня порода дестриэ не существует, но ее потомки продолжают радовать любителей лошадей. Выведенная из тяжеловозов, она дала жизнь многим новым породам тех же тяжеловозов, передав им свои лучшие качества.
Современные войны.
Легкая кавалерия.
С появлением огнестрельного оружия снова возросло значение легкой кавалерии, которая участвовала в европейских войнах (так, решающую роль она сыграла во многих сражениях наполеоновских войн) и завоевании Америки.
В Северной и Южной Америке некоторые племена индейцев переняли тактику ведения военных действий верхом на лошадях, а мобильные конные полки были важной боевой единицей в Гражданской войне в США.
боевые колесницы и гужевой транспорт.
Не исчезли и модифицированные боевые колесницы. Например, известны знаменитые тачанки (и их предшественники — пулеметные двуколки), наносившие немалый ущерб врагу на полях сражений. Первые тачанки появились в начале 1890-х годов, были они двух- или четырехконными, несли тяжелое вооружение и двух-трех человек пулеметного расчета. После Первой мировой войны с появлением танков использование кавалерии постепенно сошло на нет, хотя несколько кавалерийских формирований участвовало и во Второй мировой. К концу этой войны лошади уже редко оказывались на поле боя, но как гужевой и вьючный транспорт находили применение — часто по весенне-осеннему бездорожью и распутице, там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные. Пехотные орудия, противотанковые ружья, пушки, обозы с продовольствием, полевые кухни — что только ни тащили за собой и на себе эти четвероногие труженики войны. А сколько раненых людей обязаны им в прямом смысле слова своей жизнью, ведь подавляющее большинство передвижных лазаретов были именно на конной тяге.
Нэтычанка или тавричанка?
Интересно, что насчет происхождения слова «тачанка» есть разные версии. Некоторые связывают его с существовавшими некогда в Таврических степях Малороссии прочными повозками-тавричанками, якобы лучше всего подходившими для установки тяжелого станкового пулемета. Другие, наоборот, считают, что, скорее всего, тачанки произошли от легких и скоростных рессорных повозок-нэтычанок, у которых оси не касались кузова.
Дань памяти.
Существуют данные, что в Первой мировой войне погибло бесчисленное количество мулов, ослов и около 8 миллионов лошадей, в сражениях Великой Отечественной — более миллиона этих благородных животных. В знак благодарности своим боевым помощникам, безропотно отдавшим силы и жизни на поле боя, люди поставили памятники. На Поклонной горе в Москве — упряжным монгольским лошадям, дошедшим в 1945 году до Берлина. В Вирджинии — вьючной кобыле по кличке Реклесс, герою Корейской войны. В Праге — лошадям, погибшим в битве при Аустерлице. В Лондоне установлен мемориал «Животные на войне» с надписью: «У них не было выбора».
Наши дни.
В современной армии кавалерия прекратила свое существование, однако силы специального назначения армии США использовали лошадей во время вторжения в Афганистан в 2001 году. Сегодня лошади остаются на вооружении в армиях стран третьего мира. Сохраняются небольшие конные формирования в полиции, а также для патрулирования, рекогносцировки, церемоний и тренировок.
Автор: Галина Зимина. Источник: «Лошади. Самая полная иллюстрированная энциклопедия». Москва, 2018.
Домашние канарейки. Разновидности и уход за птицами.
Андалузская, или испанская порода лошадей.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: