Как и отчего вымерли мамонты?
Итак, в загадке истребления и вымирания мамонтов первобытного человека можно считать реабилитированным. Древние гиганты вымерли сами — вследствие изменения ландшафта и климата. Если первобытные охотники и подорвали их численность, то роковым это вряд ли могло стать — скорее, сыграло лишь дополнительную роль.
Мамонты и другие представители мегафауны.
Прежде всего, сказалось резкое изменение климата. Зимы стали мягкие, с обильными снегопадами и гололедом, затруднявшим добычу подножного корма. Большие разливы весной и летом превращали пойменные пастбища в болота — в этих естественных ловушках погибали сразу целые группы древних толстокожих. Вдобавок, луго- и тундростепи стали быстро зарастать лесами, что изменило привычную среду обитания.
Мамонты.
Все шло постепенно. Мамонты, как считают, достигли расцвета около 250 тысяч лет назад. Далее их численность понемногу сокращалась. Окончательно вымерли они около 10 тысяч лет назад. Дольше всего продержались они на Таймыре и арктических островах, где не было врагов, включая человека. Но там было мало растительности, а обильные снегопады усугубляли бескормицу. Поэтому островные мамонты сильно измельчали. Они достигали в высоту всего 2м — почти вдвое меньше своих вымерших материковых сородичей. Примерно 4—5 тысяч лет назад, уже в эпоху возведения пирамид, на острове Врангеля еще обитали последние мамонты.
Собранный скелет мамонта.
Их малый размер и следы болезней на их останках свидетельствуют о том, что эти животные страдали от недостатка пищи и близкородственного скрещивания. Окончательно исчезли они (как показал в 1993 году радиоуглеродный анализ) примерно 3700 лет назад — за 500 лет до появления там эскимосов. Возможно, именно изоляция позволила этим «последним из могикан» на несколько тысячелетий пережить остальных сородичей.
Музейный экспонат – скелет мамонта.
Вместе с ними вымерла почти вся мегафауна. Исчезли мастодонты, большерогие олени, шерстистые носороги. Вслед за своей добычи сошли со сцены и древние хищники. А остальные, кто как мог, приспособились к изменившимся условиям. Бизоны оказались более стойкими, уцелели в суровых американских прериях. Овцебыки и северные олени отступили на север, в тундру, где обитают и сегодня. Сайгаки, наоборот, сохранились только в степях и полупустынях. Лошади в Америке все вымерли, сохранились лишь в Старом Свете. Росомаха, косули и благородные олени укрылись в северных лесах. Волки, привязанные к копытным, прижились всюду.
Мамонты в снегу.
Кости, скелеты и даже целые туши мамонтов находили во все времена при освоении Сибири и Севера — причем на обоих континентах. Они отлично сохраняются в вечной мерзлоте. Бивни их ценились так же, как современная слоновая кость. Они, кстати, прочнее слоновой кости и имеют неповторимую цветовую гамму. За тысячи лет, проведенных под землей, бивни подверглись постепенной минерализации и приобрели самые разнообразные оттенки — от молочно-белого и розоватого до сине-фиолетового. У мастеров-косторезов такие бивни высоко ценились и использовались для самых различных поделок. А мясом охотники и каюры, случалось, подкармливали собак — даже в те времена, когда не знали, что за зверя они используют на корм. Во времена Петра I считали, что это останки слонов армии Александра Македонского.
В XVIII веке американский политик Томас Джефферсон описывал рассказ некоего Стэнли, который в плену у индейцев видел кладбище мамонтов: «туземцы говорили ему, что животное, чьей породе принадлежат эти кости, все еще водится в северных частях их земель. По их описанию он решил, что это был слон». Очевидно, у индейцев сохранялась смутная память о мамонтах и их отступлении на север, идущая еще со времен палеолита.
Вымирающее мамонты.
Бивни мамонтов, вымываемые вешними водами и собираемые аборигенами Сибири и Крайнего Севера, долгое время служили основой местной торговли. Количество их было столь велико, что вплоть до начала XX века добыча их производилась в промышленных масштабах. Еще в начале XX века только из Якутска ежегодно вывозили более чем по 150 пар первосортных бивней мамонтов — на нужды ювелиров и резчиков по кости.
Знаменитый русский промышленник и полярный исследователь Яков Санников, по имени которого назван пролив между островами Котельный и Малый Ляховский, входящими в группу Новосибирских островов, сообщат, что некоторые из островов этого архипелага практически сплошь состоят из костей мамонтов. В 1809 году он вывез с этих островов 4 т высококачественных бивней. В дальнейшем добыча бивней с Новосибирских островов возросла до 20 т в год; купец Ляхов, вывозя оттуда бивни, сколотил целое состояние. Другой полярный исследователь, барон Врангель, то же самое писал о Медвежьих островах. На севере Сибири он видел тундру, в которой мамонтовых бивней было больше, чем кустарника.
В наше время почти каждый северный город имеет музей, где можно увидеть бивни, кости, а то и целые скелеты мамонтов. Причем, как правило, найденные поблизости. Гиганты эти были распространены очень широко, и останки их находят повсюду. Многие трупы находят не только целыми, но и с остатками корма во рту. Причем среди этих остатков обнаруживали цветы — гладиолусы, колокольчики, лютики и дикие бобовые, которые остались вполне узнаваемыми. Все это сейчас в Сибири не растет. Следовательно, можно утверждать, что во времена процветания мамонтов в северной Сибири был куда более мягкий климат, чем сейчас. А к жестоким арктическим морозам мамонты, отступившие на север, приспособиться не смогли.
Изредка находят целые мамонтовые кладбища — останки десятков животных, утонувших во время наводнений, которыми, очевидно, сопровождалось потепление — из-за таяния ледников. Некоторые ученые считают, что это дело рук первобытных охотников, загонявших стада гигантов на речной лед, который под ними проваливался. Но такая охота была бы бесполезной: как бы сами люди доставали свою огромную добычу из ледяной воды?
И еще один довод. Если представить, что древние люди истребили мамонтов, то почему тогда африканские пигмеи не истребили слонов? Сравнительно небольшой африканский лесной слон — добыча, куда более доступная, чем мамонт. И охотились на них пигмеи без всяких ям. Один охотник, прячась в растительности, подкрадывался к спящему слону и всаживал ему в брюхо копье так, чтобы оно торчало наискось, тупым концом вперед. Слон от неожиданности бросался бежать, задевал копьем за деревья — и всаживал его сам себе глубоко во внутренности! После этого охотникам, следующим в отдалении за слоном, оставалось только выждать сутки-двое, пока он окончательно ослабеет и упадет. Тогда они все вместе приближались к слону, наносили ему копьями множественные раны в хобот — и слон быстро умирал от потери крови. Вот так — дешево и сердито. Тысячи лет, начиная с того же каменного века, пигмеи так охотились на слонов, а слоны продолжали жить и здравствовать. Только появление белого человека с современным огнестрельным оружием положило им конец. Сейчас, за не многим исключением, слоны сохраняются только в заповедниках и национальных парках — как и другие крупные африканские животные.
И все же остается много неясного. Например, климат и до этого неоднократно менялся, ледники наступали и отступали, но мамонты и мамонтовая фауна сохранялись и процветали. При каждом изменении климата животные либо приспосабливались к нему, либо переселялись.
Мамонты были очень пластичны; 70—50 тысяч лет назад они обитали не только в лесостепи и лесотундре, но также в заболоченных или, наоборот, сухих редколесьях, в тайге, смешанных лесах и тундре. Климат на всех этих территориях варьировал от мягкого до сурового. Так, колумбийские мамонты шерсти не имели вовсе.
А наступление лесов могло быть не причиной, а следствием вымирания животных. Если травоядных много, то они съедают не только траву, которая может быстро отрасти, но и подрост деревьев и кустарников. В результате деревья плохо возобновляются и преобладает равнинный ландшафт. Кроме того, хоботные могут валить большие деревья. В современных африканских заповедниках егеря вынуждены регулировать численность слоновьих стад, иначе они попросту съедают всю растительность, превращая лес и саванну в пустыню. Поскольку откочевывать никуда не могут — заповедники огорожены, а вокруг человеческие поселения.
Между тем, очевидно, что вымирание мамонтов и других крупных млекопитающих совпадает по времени с началом наступления человека на природу. Многие ученые считают, что исчезли прежде всего животные, наименее приспособленные физически и психически. Остальные либо откочевали, либо эволюционировали и приспособились к опасному соседу. Но почему же именно мамонтам, наименее уязвимым, так не повезло?
В частности, на вопрос, почему исчез мамонт, но уцелел слон, некоторые ученые считают: поскольку человек появился в Африке, и животные сосуществуют там с ним уже почти 3 миллиона лет, то они успевали приспосабливаться к постепенному нарастанию его охотничьей мощи. Туда, куда он приходил уже более развитым — там и урон мегафауне был серьезней. Хотя и в Африке вымерло немало крупных животных, в частности хоботных там раньше было 8 видов; африканский слон оказался наиболее пластичным... Словом, сколько ученых мужей, столько и мнений.
На костях мамонтов, чей возраст определяется в 10—20 тысяч лет назад, видны следы заболеваний скелета; кости у них были некрепкими и часто ломались. Это позволило томским палеонтологам в 2003 году выдвинуть новую версию. После изменения климата грунтовые воды прекратили выносить наружу достаточно количество нужных минералов. А мамонту требуется много кальция, который они, как и все другие травоядные, восполняли, поедая некоторые разновидности глин на солонцах. Солонцы оскудели — другим животным еще кое-как хватало, а у мамонтов начался солевой дефицит. Он приводит к развитию различного рода болезней костей, животное перестает нормально питаться, резко падает подвижность, начинается боль при передвижении, а это влияет и на воспроизводство, и на выживаемость.
Покалеченных, вышедших из строя животных, конечно, при первой возможности добивали охотники.
Еще одно предположение современных американских ученых — мамонты вымерли просто потому, что наступила эволюционная (генетическая) старость вида. Ее механизм якобы аналогичен механизму старения любой конкретной особи. С каждым воспроизводством ДНК в той или иной степени деформируется, повреждения накапливаются, и, в конце концов, наступает предел, когда успешное воспроизводство себе подобных оказывается невозможным — наступает вырождение и угасание популяции. А климат, возможно, запустил этот механизм или ускорил его. Если это так, то попытки оживить мамонта путем клонирования обречены на неудачу.
В Евразии мамонты отступили на север Сибири, где человека в то время не было вообще — стоянок древних людей того времени там до сих пор не найдено. Но и это их не спасло. При таких резких переменах больше всего страдают животные с долгим циклом воспроизводства. В непривычных условиях гибнет прежде всего молодняк, а новые рождаться не успевают — и популяция сокращается.
С исчезновением мамонтов оказались нарушены биологические связи в экосистеме. Одни растения сменялись другими, некому больше было взламывать наст зимой и прокладывать дороги в снегу. Все это сказалось на судьбе других крупных животных, сыграв дополнительную роль в их гибели. Только в Африке сохранилась экосистема, напоминающая тундростепи — открытые саванны с мегафауной (слоны, носороги, бегемоты, жирафы, буйволы), тысячные стада различных травоядных, включая зебр, и многочисленные виды хищников — от крупных до мелких. Причем именно слоны, носороги и жирафы формируют ландшафт.
В наше время можно наблюдать обратный процесс. Например, в связи с потеплением зим и, естественно, подкормкой охотниками, кабан распространился далеко на север, почти до Архангельска. Прежде северная граница их ареала проходила по реке Кубани — далее не пускали снега и морозы. А после войны кабан вдруг двинулся на север. В начале 1950-х стал обычным в Воронежском заповеднике. Сейчас встречается и в Архангельской области. Климат стал мягче, плюс повсюду поля, где часто под снегом сохраняется картошка, свекла, кукуруза... Но мамонтов мы уже восстановить не можем, даже методом клонирования. К тому же очевидно, что подходящих для них территорий больше нет. И если клонировать их и выпустить на волю — они, скорее всего, снова вымрут.
P.S. При написании статьи ни один мамонт не пострадал.
Автор – Максим Могилевский. Источник: журнал «В мире животных», 2012, № 12.
Фотоохота на серую цаплю.
Как подготовить домашнего питомца к шумным новогодним праздникам?
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: