Гибриды на воле.
Наш рассказ будет о животных-«скрёстниках» с описанием редких, единичных случаев гибридизации на воле. Вначале о медведях.
Буро-белый медведь.
Белые и бурые медведи — очень близкие родственники. Фактически, белый медведь — потомок бурого, приспособившийся к обитанию в полярных условиях. Там, где Сибирь и Крайний Север граничат с Арктикой, белые и бурые медведи в определенное время могут встречаться. Во всяком случае, это наблюдалось раньше, когда численность и тех и других была больше. В частности, белые и бурые медведи постоянно обитали вместе на полуострове Лабрадор, причем оба вида отлично ладили между собой. И хотя на воле они не спариваются (гон у белый медведей проходит в марте-апреле, а у бурых — в июне-июле), но зоопарки не раз получали от них смешанное потомство, так называемых «белбуров». В Штутгартском, давно уже не существующем, зоопарке еще в 1870-е годы успешно скрещивали белого медведя с бурой медведицей. Впоследствии потомки их не раз экспонировались в Лондонском зоопарке. Эти гибриды иногда бывают пегими — с белыми плечами и ногами, а иногда ровного светло-кофейного цвета. Что самое удивительное, они плодовиты.
Бело-бурый медведь.
Недавно американские охотники застрелили в Канаде медведя, который оказался первым обнаруженным в диких условиях гибридом гризли и полярного медведя. Проводник — Роджер Куптана из поселения Сакс-Харбор в северо-западных территориях Канады — был первым, кто предположил, что странно выглядевший медведь был наполовину полярный медведь, наполовину гризли. Когда было замечено, что белый мех у него перемежается с бурым, что у него длинные когти и типичная для гризли задняя часть туловища, труп животного был направлен на идентификацию. Анализ ДНК подтвердил, что это в самом деле гибрид — первый, выявленный в диких условиях. Ему дали смешное название — пизли (polar + grizzly). Хотя обратный вариант — «гролар» звучал бы не в пример более весомо.
Белобур.
Эти звери могут служить ярким примером приспособляемости даже близкородственных видов к разным условиям обитания. У белого медведя не только голова и тело гораздо более стройной и «обтекаемой» формы, чем у бурого — из-за того, что ему приходится чаще плавать. У них и органы чувств развиты неодинаково! И у белых, и у бурых медведей обоняние не хуже, чем у собак и волков, а вот зрение и слух у них диаметрально противоположны. Бурые медведи, как известно, близоруки, зато отлично слышат. Это потому, что живут они все, как правило, в лесу, где кругозор сильно ограничен — «из-за деревьев леса не видно» — и, следовательно, приближающегося врага куда важней услышать издали, чем увидеть. А у белых медведей наоборот: отличное зрение, но слабый слух. В отличие от бурых, они обитают на открытых пространствах, где нужно издали высматривать добычу. А слух для них менее важен, поскольку в вечном свисте ветра и шуме моря все равно ничего не услышишь. Хотя скрип шагов человека по снегу белый медведь слышит метров за двести, а шум вездехода или самолета — за несколько километров. Добычу же при попутном ветре чует за 10—15 км.
Вольфин.
Белый медведь полностью оправдывает свое латинское название — Ursus maritimus («морской медведь»). Его самого можно считать наполовину морским зверем. Перебираясь с одного ледяного поля на другое, он запросто устраивает стокилометровые заплывы! Во всяком случае, именно на таком расстоянии от ближайшей суши его замечали в открытом море. Впрочем, туши белых медведей не тонут, и если мишка устанет, он может просто отдохнуть на воде. Кстати, современные ушастые тюлени произошли от общих с медведями предков. Оказавшись когда-то в Арктике, белый медведь явно пошел по тому же пути. Но поскольку здесь уже существовали тюлени, то он предпочел на них охотиться, а не «превращаться» в тюленя сам. Хотя и приобрел некоторые сходные черты с морскими животными — клапаны, закрывающие ноздри и кожные перепонки между пальцев. И даже строение головного мозга белого медведя отличается от сухопутных хищников и приближается к таковому у тюленей.
Афалин.
Голова белого медведя, действительно, похожа на голову сивуча или морского котика. Плавая под водой, он совершает изящные пируэты, которые от такого грузного животного трудно ожидать. А пробираясь по тонкому льду, который его не держит, ложится на живот и перебирает передними лапами то справа, то слева — совсем как тюлень.
Кабанята.
Дельфины при содержании в неволе тоже бывают способны на самые удивительные мезальянсы. Например, грозные косатки известны тем, что в неволе не только хорошо приручаются, но и становятся на удивление терпимы и лояльны к тюленям и более мелким дельфинам, которые на воле являются их добычей. В неволе косатки могут жить с ними в одних бассейнах и участвовать в одних номерах, никогда не пытаясь напасть. И другие виды дельфинов это чувствуют. В 1950-х годах в океанариуме Сиэтла серый дельфин настойчиво ухаживал за самкой косатки, которая была почти в 2,5 раза больше его. И она добродушно сносила его приставания.
Глухарь.
Никаких последствий это не имело. Ну а сейчас в морском парке на Гавайях «Мир моря» живут 2 редких гибрида дельфина-афалины и малой черной косатки. Первый такой гибрид — самка — родилась в 1985 году. Назвали ее Кекаималу, а вид определили как «вольфин». Она темного цвета, по размерам представляет собой нечто среднее между размерами исходных видов — весит больше 272 кг, а в длину достигает около 3 м. И даже количество зубов «усредненное»: у афалины — 88 зубов, у косатки — 44, а у косаткодельфина — 66. К удивлению ученых, она оказалась способной к деторождению — родила от самца-афалины двух детенышей-«вольфинят» женского пола.
Скрещиваться могут некоторые виды оленей. На Дальнем Востоке изюбр нередко отбивает в свой гарем самок меньшего по размеру пятнистого оленя. Помеси встречаются так часто, что Пржевальский в свое время считал их самостоятельным видом.
Тетерев.
На Урале, там, где совпадают ареалы куницы и соболя, иногда встречаются их гибриды. Их называют кидасами.
Два вида зайцев — русаки и беляки — тоже часто дают общее потомство. Охотники называют их тумаками. Драться эти зайцы-гибриды любят не больше обычных, предпочитают убегать. А вот с кроликами зайцы не скрещиваются. С виду родственники — ближе некуда, но принадлежат к разным родам! Точно так же, как, например, слоны! Африканские и азиатские. При всем, казалось бы, тесном родстве, они относятся к разным родам семейства хоботных. И скрещивание между ними еще ни разу не удавалось.
Еще легче, чем собаки с волками, скрещиваются домашние свиньи и дикие кабаны. У них относительно друг друга никаких предрассудков нет. Там, где свиньи летом свободно пасутся в лесу или в тростниках, они часто встречаются с кабанами, а потом приносят соответствующий приплод — поросят, окрашенных в продольные черные полоски. Хозяева, как правило, «самовольную» гибридизацию поощряют, поскольку гибридные поросята вырастают очень крепкими, устойчивыми к болезням. А жир нагуливают, как домашние. Раз на одной ферме был случай — исчезли сразу пять породистых свиней. Подозревали кражу, долго искали в окрестностях. А нашли беглянок совершенно случайно в стогу возле леса, в компании дикого кабана! «Похититель» сбежал, хрюшек препроводили на ферму и в положенный срок они все принесли по выводку полосатых поросят.
В Базельском зоопарке самка черного аиста, жившая на островке с подрезанными крыльями, спарилась с обычным белым аистом, залетевшим к ней в гости и произвела на свет гибридного аистенка; правда, прожил он всего 43 дня.
Могут скрещиваться и разные виды фазанов. Известны гибриды золотого и алмазного фазанов. Окраска соответствует названиям!
В природе бывают изредка помеси глухарей с тетеревами. Охотники называют их просто: межняк. Ни с теми, ни с другими межняки уже не скрещиваются, поскольку брачный танец у них тоже получается «усредненный». А он для птиц имеет большое значение: у каждого вида свой. И те, кто его нарушают, автоматически лишаются брачного партнера.
Словом, межвидовая гибридизация на воле — явление достаточно редкое и случайное. Гибриды, даже если плодовиты, всегда оказываются в положении «свой среди чужих, чужой среди своих» — и потомства не оставляют. Таким образом, близкородственные виды, обитающие рядом, не смешиваются. А вот в домашнем и сельском хозяйстве она может быть очень полезной. Гены диких родичей «освежают» генотип изнеженных домашних животных, придают им выносливость, повышенный иммунитет, устойчивость ко многим болезням, холоду и т.п. Хотя одновременно могут снижать и положительные качества одомашнивания — плодовитость, удойность, лояльность к человеку. Иногда потомство получается бесплодным, а то и нежизнеспособным. Или наоборот — получается особенно крупным и жизнестойким (явление гетерозиса), дает возможность для выведения новых пород и линий домашних животных. Тут уж как повезет. Порой, как в случае с мулами, речь идет о постоянном так называемом промышленном скрещивании. То есть получение животных-гибридов с ценными качествами, которые пригодны для рабочего использования сами по себе, но не могут служить производителями. Одни гибриды представляют интерес просто как экспонаты в зоопарках и цирках — как лигры и тигрольвы. Другие дают начало новым породам домашних животных экзотического вида — как домашние кошки с примесью сервалов и оцелотов.
Автор – Максим Могилевский. Источник: журнал «В мире животных» 2012, № 9.
Слепой отдел кишечника тетеревиных.
Фотоохота на серую цаплю.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: